Новинки из Британии: фэнтези, мистика, скукотища

Коллаж Мистера Д. КублогСегодняшний обзор посвящен рассказу о том, что интересного появилось на британских телеканалах.

Code of a Killer/Код убийцы (ITV)

Этот двухсерийный телефильм посвящен началу практического применения ДНК. Вас ждет краткий научно-популярный экскурс, рассказ о многочисленных неудачных попытках вычленить повторяющиеся фрагменты ДНК, повествование об одержимом наукой ученом по имени Алек Джеффрис и его несчастной семье, где он редко появляется, забывая во время работы обо всем на свете. В общем, это было бы очень похоже на художественную версию любимого британцами жанра «науку — в массы», если бы это не было… детективом.

В сериале одновременно проходят две повествовательные линии: одна, как я уже сказала, посвящена Алеку Джеффрису, другая — полицейскому расследованию по делу об изнасиловании и убийстве пятнадцатилетней девушки. Несмотря на титанические усилия полиции, проверившей алиби почти четырех тысяч человек (дело происходит в маленьком провинциальном городишке, а убийца явно местный), несмотря на бульдожью хватку инспектора Дэвида Бейкера, расследование заходит в тупик: инспектору просто не за кого ухватиться, подозреваемых нет. Дело закрывают, а три года спустя происходит новое убийство, очень похожее на предыдущее.

Конечно, о том, как именно пересекаются две сюжетные линии и сплетаются в одну (установление личности убийцы при помощи анализа ДНК), как впервые был применен метод, без которого немыслима современная криминалистика, можно спокойно почитать и в Википедии. Тут сериал никаких сюрпризов не преподнесет. Однако есть что-то очень захватывающее в самом поиске выхода, правильного ответа. Это тот случай, когда процесс интереснее результата.

Хотя, думаю, далеко не все с увлечением будут наблюдать за многочисленными лабораторными анализами, рутинной полицейской работой и беседами с высокопоставленными чиновниками о финансировании. Я, однако, не могла оторваться. Во многом и потому, что последний этап расследования при всей своей будничности выглядел совершенной фантастикой. Социальной фантастикой.


Да и наблюдать за прекрасными актерами — всегда удовольствие. В роли Алека Джеффриса снялся сам на себя не похожий Джон Симм (не только из-за бороды, но и из-за совершенно другой манеры поведения), а в роли инспектора Бейкера — Дэвид Трелфолл, который становится чем старше, тем прекрасней.

The Enfield Haunting/Призраки Энфилда (Sky Living)

В основу сценария этого трехсерийного телефильма тоже положена совершенно реальная история. То, что происходило в 1977 году в доме, где жила семья с тремя детьми, до сих пор считается самым убедительным из примеров проявления полтергейста. Многие до сих пор спорят о том, было ли происходящее в доме реальностью или просто розыгрышем двух умных девочек. Сценаристы, впрочем, по этому пути не пошли, а взяли за основу книгу парапсихолога и писателя Гая Плэйфайра, который был убежден в истинности того, что видел сам.

Гай, сыгранный Мэтью Макфейденом, стал и одним из действующих лиц сериала. Впрочем, далеко не главным. Он тут просто наблюдатель и уверовавший скептик. Главных же героев, по сути, двое — это одиннадцатилетняя Дженет Ходжсон и престарелый Морис Гросс, член общества парапсихологов.

Дженет — девочка умная и бойкая, которая не стесняется задавать неудобные вопросы. Она переживает тяжелые времена: родители развелись, мать осталась одна с тремя детьми, за этим последовал переезд в новый дом и переход в новую школу, а Дженет тем временем вступает в и без того сложный подростковый период. Ей хочется внимания, причем внимания со стороны взрослых, которых она может любить и уважать. Ей хочется выплеснуть кипящую в ней злость на весь мир: на бросившего их отца, на старую и некрасивую мать, на предательницу-сестру, на равнодушных взрослых. Хочется — но как именно это сделать, она не знает. Пока не появляется призрак.

Морис Гросс — человек старый и больной. Таким его сделала внезапная утрата: его 22-летняя дочь погибла в аварии. Потеря столь невыносима, что ему кажется, будто его Дженет пытается с ним связаться из потустороннего мира. Именно поэтому его так заинтересовал случай в доме Ходжсонов: он видит в нем возможность, от которой не в состоянии отказаться. Он ищет утешения своей боли, а находит девочку, нуждающуюся во внимании.


По сути, это сериал о том, как двое раненых людей помогают друг другу найти душевное спокойствие. Именно этот сюжет в нем главный, и именно его потрясающе отыгрывают Тимоти Сполл и Элинор Вортингтон-Кокс (девочке 13 лет, но у нее явно большой талант). Так что если вы ищете сериал о полтергейсте, то, возможно, концовка вас несколько разочарует, потому что полтергейст здесь всего лишь повод поговорить о другом.
Но, тем не менее, если вы хотите испугаться или просто ищете захватывающую историю о призраках — смотрите смело. Паранормальное здесь уверенно занимает весь передний план, и создатели ему в этом с удовольствием потакают.

Safe House/Убежище (ITV)

Каждый из четырех эпизодов этого сериала ITV начинается с безумно красивых кадров плывущего по озеру человека. Темная прозрачная вода, мощные гребки, проблески страшных воспоминаний, тревожная музыка: сразу ясно, что у плывущего на душе, мягко говоря, неспокойно. То, что он, выйдя на берег, шарахается от собственной тени, это только подтверждает. А выходит он к дому в горах Шотландии, отрезанному от мира, в глуши.

Постепенно (очень, очень медленно и постепенно) выясняется, что главный герой, Роберт — бывший полицейский, который уволился после того, как не смог защитить свидетельницу. Ее убили прямо у него на глазах (он при этом был ранен). Он решил все бросить и уединиться с женой подальше от цивилизации. Однако бывший начальник предлагает ему сделать из его дома убежище для программы защиты свидетелей, на что Роберт с поразительной быстротой соглашается. К ним приезжает семья, за которой охотится таинственный убийца. Зачем он их преследует — совершенно непонятно.

В этом сериале все покрыто тайной, все призвано держать в напряжении, и вся информация дается маленькими порциями. В сочетании с общей гнетущей атмосферой, триллерностью сюжета и прекрасными актерами это должно бы давать замечательный эффект — но почему-то не дает. Смотреть это чрезвычайно уныло. Вроде и поругать не за что: сюжет есть, таинственные намеки есть, глубокие психологические мотивировки есть — а смотреть скучно, и к судьбе героев совершенно никакой заинтересованности не испытываешь.


Впрочем, если вы любите что-нибудь длинное, психологичное и унылое — этот сериал для вас.

Jonathan Strange & Mr.Norrell/Джонатан Стрендж и мистер Норрелл (BBC1)

Эта семисерийная экранизация романа Сюзанны Кларк — определенно и лучшая из новинок, и одна из тех редких, в высшей степени удачных адаптаций, которые случаются раз в пять-десять лет (из предыдущих удач можно вспомнить «Гордость и предубеждение» 1995 года или «Багровый лепесток и белый» 2011 года). Об этом с уверенностью можно судить даже по первым двум уже вышедшим сериям.

Честно говоря, я ждала этой экранизации давно, уже года три, когда BBC объявило о том, что собирается делать сериал. Слишком уж хороша и необычна книга — смесь фэнтези, исторического романа, готики и триллера, написанная иронично-суховатым стилем Джейн Остин.

И пока не разочаровывает ни кастинг, ни сценарий, очень точно следующий за романом, ни динамика повествования, ни атмосфера.


Впрочем, об этой картине я еще обязательно напишу отдельно. А пока просто не пропустите этот уже третий по счету в этом году (после «Волчьего зала» и «Фортитьюда») прекрасный британский сериал.

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
спасибо)) немного запоздало, потому что первые три сериала уже в обойме просмотренных, но все равно рады вербальному анализу))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.