Столпы и скрепы

Скульптурная группа «Столпы» появилась в Вишняковском сквере Краснодара и представляет собой 21 столб с нанесенными на него рисунками пяти тематических групп: матрёшки, балалайки, бутылки, ракеты и самолеты. По мнению ее автора Виктора Линского, столпы напоминают березы, воплощающие в себе набор мифов и стереотипов о России, которые сформировались в мире о нашей стране. Скульптурная группа установлена на площади 16 x 6 метров, высота самых высоких «столпов» достигает 4,5 метров.

Художник Виктор Линский был дважды номинирован на «Премию Кандинского» и является лауреатом премии «Инновация» в области современного искусства. Живет и работает в Краснодаре. Он считает, что «Столпы» — попытка не только воссоздать мифы о России, но и поразмышлять над ними и над собой как частью этой мифологии.

«Столпы» — вторая скульптура из трех победителей конкурса современных арт-объектов для благоустройства города, инициированного администрацией Краснодара. Организатором проекта выступил центр современного искусства «Типография».
Координатор проекта установки современных скульптур Олег Сафронов отмечает, что «Столпы» (как и остальные победители конкурса современной скульптуры) полностью профинансированы на деньги мецената, пожелавшего сохранить анонимность.

Установка «Столпов» активно, одобрительно или гневно, уже неделю обсуждается в прессе, блогосфере и соцсетях, но, кажется, не оставив никого равнодушным. Хоть и в упрощенном и несколько ироничном ключе, эта скульптура снова ставит на повестку дня давний вопрос о нашей исторической, культурной, гражданской идентичности и самоидентичности как народа. И, может быть, даже вновь замахивается на поиски той самой национальной идеи, расположившись случайно или намеренно по соседству с памятником Ильичу. И пусть кому-то работа не пришлась по душе, но сам факт установки скульптуры не просто для украшательства важен для города, стремящегося быть современным, привлекательным и удобным для жизни, то есть городом из которого не захочется переезжать. Хотя и запилить классное селфи на фоне «берез» тоже наверняка получится. Что также по-своему важно и хорошо.

Виктор Линский, художник, автор скульптуры «Столпы»:
— Эта скульптурная группа не спорит с окружающей средой, а где-то дополняет ее. Она как нечто, может быть, даже инопланетное, встраивается в нашу природу и при этом не доминирует. Я надеюсь, через какое-то время люди ее действительно полюбят и будут ей даже гордиться, в первую очередь будут гордиться тем, что в Краснодаре существует целых три – на данный момент две – современных скульптуры, которые были построены при поддержке администрации города. Не в каждом городе России есть такое.
Я очень люблю Россию и у меня была возможность покинуть Родину и поехать за лучшей жизнью за рубеж. Но я сделал осознанный выбор и остался здесь, потому что я очень люблю Россию и очень люблю Краснодар. И мне очень важно было поставить эту скульптуру, потому что это разговор о России. В этой работе есть самоидентификация меня как автора, разговор о моей стране. Для меня очень много значит, что мою скульптуру все-таки поставили в моем родном и любимом городе. В трех из двадцати одной березах заложены очень важные для меня артефакты, это как капсула времени, которую любили делать в советское время. Я оставил там послание для себя самого.

Олег Сафронов, координатор по установке современных скульптур в парках и скверах Краснодара:
— Самым важным была некая интегральность процессов, когда мы совмещали работу совершенно разных специалистов, и очень важно было нигде не ошибиться, чтобы все сошлось. То есть если бы мы, например, ошиблись в размере ободов, то обода бы не встали на свое место, в них бы не встали трубы. Вокруг них не было бы отсыпки. На каждом этапе можно было факапнуться очень хорошо, что бы привело проект или к финансовым затруднениям или к очень долгим временным. Но мы смогли со всем справиться.
Как и любой человек, который делает что-то новое, мы слышали критику. Это прекрасно, это значит, что мы двигаемся в правильном направлении. Ну и вообще на усредненном мнении никогда не сделаешь чего-то нового. То есть если слушать всех – среднее мнение, то и получается средне. Мы же стараемся быть на краю, на шаг вперед.
Я очень счастлив, что могу сделать что-то новое, чего не было раньше. Все смыслы в глазах смотрящего и опираются на тот культурный бэкграунд, который есть у каждого. Кто-то увидит классное техническое исполнение и как это вписалось в парк, кто-то увидит в этом российскость, кто-то, наоборот, конфликт, кто- то – иронию. Это очень хорошо. Искусство имеет широкую интерпретацию, особенно, современное искусство, поэтому все, что мы здесь видим, должно рождать у нас какой-то отклик. Иначе зачем это все?

Владимир Колесников, художник:
— У современного искусства не стоит задачи украшательства. Его функция – предложить человеку подумать. Но в данном частном случае скульптура получилась эстетически очень законченной, совершенной. Современное искусство во все времена идет на опережение, кроме того, нужна какая-то подготовка для восприятия, чтобы его полностью оценить. Не все вещи понятны, но это не значит, что они не нужны. В развитых странах государство поддерживает искусство в гораздо большей степени, чем у нас. Ведь финансировать искусство так же важно, как и науку.
Есть версия, что человеческий прогресс, все изобретения делаются примерно 1-3 % человечества. И целевая аудитория искусства – прежде всего они, креативные, творческие люди, которые придумывают что-то новое. Все искусство адресовано в первую очередь им, потому что это креативный котел, в котором варится субстрат творческих идей. Эти люди, причем из совершенно разных областей, находятся если не в диалоге, то во взаимосвязи друг с другом.

София Дорофеева, сотрудница Центра современного искусства «Типография»:
— Как житель города Краснодара, очень рада, что у горожан появляется альтернатива в виде современного искусства. Потому что для меня как для человека, который не унаследовал казачьи традиции, довольно сложно находиться в местах, где ставят скульптуры лишь о казачьей культуре. На мой взгляд, Россия застряла в своих смыслах. И пока не пройдет еще поколения три, эта скульптура будет актуальна. Конечно, более консервативные жители города могут воспринять это как насмешку над Россией, но мне кажется, что автор не закладывал этого в свою работу.

IMG-1648

Даниил Сторожев, преподаватель английского языка, живет в Канаде и России:
— Могу сказать, что действительно матрешки, выпивка и березки ассоциируются у меня и моих друзей за рубежом с Россией, это точно. Не знаю, как для русских, живущих здесь, но для иностранцев такие ассоциации срабатывают.
Услышав, что не было потрачено ни одного рубля из госбюджета на скульптуру, я бы сказал, что это плохо. Такие вещи должны идти как раз за счет бюджета, а не за счет людей, которые просто проявляют инициативу, потому что образовательная сфера и культура особенно – это очень важно для народа. Такие проекты и идеи понятны и не несут чего-то негативного, вреда государству. Поэтому я не вижу причин, почему нельзя было спросить финансирования из госбюджета. Да, можно было, например, потратить эти деньги на дороги, но скупиться на культуру, на образование, на науку никогда нельзя.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.